Начать сначала
Алексей Викторович Щусев
26 сентября (8 октября) 1873, Кишинёв —
24 мая 1949, Москва

Архитектор, заслуженный архитектор СССР (1930), академик АН СССР (1943)
Автор более 200 научных работ и статей

Сталинская премия (1941, 1946, 1948 и 1952)

Орден Ленина

 

 

Отец — Виктор Петрович Щусев, смотритель богоугодных заведений. Мать — в девичестве Мария Корнеевна Зозулина

В 1891—1897 гг. Щусев учился в петербургской Академии Художеств у Л. Н. Бенуа и И. Е. Репина. В 1895 году, узнав из газеты о смерти генерала Д. П. Шубина-Поздеева без рекомендаций пришёл к вдове с готовым эскизом надгробия и сумел убедить отдать заказ именно ему. На кладбище Александро-Невской лавры была построена квадратная часовенка под шатром

В 1896 году Щусев выполнил дипломный проект на тему «Барская усадьба» и получил золотую медаль и право на заграничную командировку. Щусев едет в Среднюю Азию, посещает Самарканд, в составе археологической экспедиции исследует гробницу Тамерлана. До 1899 года побывал в Тунисе, ряде стран Западной Европы; в Париже занимался в академии Жюлиана (1898). С 1901 года состоял на службе в Святейшем Синоде

Щусев сумел в течение нескольких лет сделаться в Петербурге заметной фигурой и заинтересовал графа Олсуфьева, который в 1902 году предложил ему перелицевать и надстроить свой фамильный особняк на Фонтанке. Олсуфьев был председателем комитета по увековечению Куликовской битвы и, будучи в восторге от работы архитектора, отдал ему заказ на храм-памятник, посвящённый битве

В июне 1904 года Щусев отправился в Овруч, где занялся реконструкцией церкви св. Василия XII века. В 1908—1912 гг. работал над Марфо-Марьинской обителью

В 1910 году стал академиком Академии Художеств. С 1913 года жил в Москве, а в 1914 году начал работу над комплексом Казанского вокзала, где использовал мотивы русского барокко Xvii века. В 1914—1916 гг. Щусев проектирует и строит железнодорожные вокзалы в провинциях (станция Софрино на линии Москва — Ярославль). Некоторые станции были решены в неоклассическом стиле

В 1913 году в итальянском городе Сан-Ремо по чертежам Щусева и под руководством архитектора Пьетро Агости был построен православный Храм Христа Спасителя. Храм выдержан в стиле русских церквей Xvii—Xviii вв., украшен каменной резьбой и изразцами, рядом стоит колокольня с шатровой крышей

После Великой Октябрьской революции руководил вместе с И. В. Жолтовским проектом реконструкции Москвы в 1918—1925 гг., предугадав в своём плане современные принципы увязки радиально-кольцевой системы города с транспортными коммуникациями

После краткого периода неоклассицизма Щусев обращается к конструктивизму, под влиянием которого создаёт свои произведения в 1920-х гг.: НИИ курортологии и физиотерапии в Сочи (1927—1931), здание Наркомзема в Москве (позже Министерство сельского хозяйства, 1928—1933). В 1923 году был главным архитектором первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве

Известнейшим произведением Щусева того периода является Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. Мавзолей был спроектирован в очень короткие сроки. В 1924 завершилось строительство деревянного сооружения, заменённого в 1930 гранитным монументальным сооружением. Под руководством Щусева работали архитекторы Ю. А. Дульгиер, Л. Б. Карлик, В. А. Михайлов, А. К. Ростковский, И. А. Француз, Г. К. Яковлев, К. С. Мельников

В 1926—1929 гг. Щусев работал директором Третьяковской галереи. Важным мотивом творчества 1930-х — 1940-х гг. является национально-историческая стилизация. В это время была спроектирована гостиница «Москва» (1932—1938), проект реконструкции площади Тверской заставы, в ходе которого была разобрана Триумфальная арка (1936), Большой Москворецкий мост (1936—1938), здание филиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в Тбилиси (1938), Большой театр оперы и балета имени А. Навои в Ташкенте (1940—1947), здание НКВД на Лубянской площади (1946) и другие сооружения. В 1941 году был достроен комплекс Казанского вокзала. Щусев был членом художественного объединения «Четыре искусства»

Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре (1938—1950), научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов

Одним из многочисленных зданий, в проектировании которых Щусев принимал участие, было советское посольство в столице Румынии — Бухаресте, расположенное на шоссе Киселёва. Его строительство началось ещё до войны

В 1946 году Щусев основывает музей архитектуры в Москве и до 1949 года занимает пост его директора. Значительное место в деятельности Щусева занимают проекты восстановления городов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны: Истры (1942—1943), Новгорода (1943—1945) и Кишинёва (1947)

Последним творением Алексея Щусева стала московская станция метро «Комсомольская-кольцевая», отражающая торжество победы над фашизмом